Когда вся жизнь – «сплошная ледокольная работа»…
Ледокол «Капитан Демидов» в полной красе стоит на базе ООО «РОСТ» в морском порту Ростова-на-Дону. Корреспондент «Водного транспорта» побывала на борту и узнала, насколько моряки и судно готовы к ледовой навигации.
24 ноября 2020 года «Капитану Демидов» исполнилось 36 лет. При этом вот уже 22 года подряд ледокол обеспечивает зимнюю навигацию в Азовском бассейне. Несмотря на свой возраст, по оснащению он ни в чем не уступает современным ледоколам. Постоянно обновляется навигационное оборудование, проводится своевременный ремонт.
Ледокол, как и сани, начинают готовить летом. В этом году «Капитан Демидов» прошел освидетельствование в объеме докового в соответствии с «правилами освидетельствования судов в эксплуатации» российского речного регистра.
В ответе за других
Владимир Лаврешин на ледоколе с 1998 года: именно тогда «Капитан Демидов» пришёл в Ростов-на-Дону, чтобы обеспечивать ледовую навигацию в Азовском бассейне. Начинал Владимир Геннадьевич третьим штурманом.
«Моё детство прошло в то счастливое время, когда каждый мальчишка мечтал стать или космонавтом или моряком. И я не был исключением. В Ростов переехал в 1985 году, поступил в СПТУ № 14 речного флота», — вспоминает Владимир Лаврешин.
Потом были служба в армии, Ростовское речное училище, работа в Волго-Донском пароходстве. Работал на небольших сухогрузах и толкачах. Ему не было еще и 30 лет, когда он стал капитаном на малом танкере «МТ-7». Но в 90-е годы все изменилось, речной флот встал, работы не было. Предложили работу на ледоколе «Капитан Демидов». Пришлось заново проходить все ступеньки карьерного роста.
В межнавигационный период Владимир Геннадьевич старался не сидеть на берегу: устраивался в частные судоходные компании, работал на судах типа «река-море», набирал плавательный ценз для повышения рабочего диплома и практики судовождения. В 2006 году его назначили капитаном ледокола.
«Это совершенно разный опыт. Когда ты на грузовом судне, есть маршрут из порта в порт. А на ледоколе маршрут — это вывести судно на чистую воду или привести в порт караван судов. Тут ответственности намного больше. Представьте: в караване порой до 40 судов бывает, и на каждом — 10-12 человек экипажа. То есть сразу 400 человек в открытом море надеются только на ледокол, ты за всех отвечаешь», — говорит капитан Владимир Лаврешин.
Команда мечты
По штатному расписанию на ледоколе 17 человек. При объявлении ледовой навигации приходят дополнительные члены экипажа: два штурмана и три человека рядового состава.
«Во время проводок караванов на мостике постоянно должны находиться два судоводителя, один из которых капитан или старший помощник, поэтому у нас два старпома и три вахтенных помощника капитана. Почти все командиры, за исключением младших должностей, работают на ледоколе 10 и более лет», — говорит Владимир Геннадьевич.
Ветеран флота, старший электромеханик Алексей Калаганов на ледоколе с самого начала — уже 22 года. Уникальные знания и огромный опыт (общий стаж — более 40 лет) позволяют дизель-электроходу работать без особых трудностей. Старший механик Сергей Серобаба — хозяин машинного отделения и всех механизмов. Он на «Капитане Демидове» уже 20 лет. И все эти годы хранит «сердце» ледокола в исправном состоянии.
Старший помощник капитана Михаил Дудников на флоте более 30 лет, а на «Капитане Демидове» — 17. Как говорит команда, именно его стараниями все чувствуют себя на ледоколе как дома. Боцман Владимир Пукалов, в ведении которого палубное хозяйство, держит все на своем месте и всегда в исправном состоянии. Для него это уже 14-й год на ледоколе.
Последние пять лет экипаж ледокола кормила Татьяна Богдановна Гарашкина. Но в этом году она сошла на землю, осталась в родном Таганроге, поэтому команда ждет нового повара.
«У нас, к сожалению, женщины надолго не задерживаются. Хоть на ледоколе и хорошие условия, но именно представительницам прекрасного пола здесь тяжело. К постоянной вибрации не каждый может привыкнуть», — говорит капитан.
На «Капитане Демидове» действительно есть все для комфортной жизни. Даже небольшой импровизированный спортивный зал и сауна (не зря ледокол строили финны!). На Новый год в салоне команда ставит елку. А вот сам праздник практически не отмечают.
«Для нас в принципе праздников как таковых нет. Часто Новый год проводим в караване. Бывает, что моряки с какого-нибудь судна просят остановиться, чтобы нормально встретить, но у нас такое по регламенту не положено», — поясняет Владимир Геннадьевич.
Коварное Азовское море
В Азовском море своя специфика работы. Море мелководное, безопасное судоходство ограничено рекомендованными путями, особенно в Таганрогском заливе. При подвижке льда всегда есть риск, что грузовое судно будет выдавлено на критически малые глубины.
Лед в Азовском море постоянно в движении, редко случается, когда он крепко держится от берега до берега. Из-за температурных скачков и сгонно-нагонных явлений происходят подвижки льда, что затрудняет работу с караваном.
«Самой сложной была ледовая навигация 2011-2012 годов. Тогда из-за аномальных морозов замерзло все Азовское море и Керченский пролив, в ледовом плену оказались суда в районе Арабатской стрелки и в северной части полуострова. Вместо ледовых проводок мы занимались их спасанием», — вспоминает капитан.
За ту сложную навигацию, а также за спасение теплохода «Орель-1» Владимиру Лаврешину вручили Благодарность Президента России Владимира Путина. Эта история заслуживает особого внимания. Украинский сухогруз получил повреждение корпуса, в балластные танки начала поступать вода, что вызвало крен на левый борт в 5 градусов. Аварийный погружной насос, при помощи которого пытались откачать воду, не помог, крен увеличивался.
Ледокол «Капитан Демидов» под командованием Владимира Лаврешина, осознавая все риски, взял аварийный теплоход на короткий буксир и при увеличивающемся крене судна до 9 градусов и фактическом заливании главной палубы привел судно в порт Кавказ.
Три капитана
Караваны в последнее время стали намного больше: если раньше водили по 10-15 судов, то сейчас доходит до 40 единиц.
«В последние годы очень сильно увеличился грузопоток. Да и сами суда стали ходить иначе. Когда-то сухогрузы уходили далеко, за Босфор, их не было неделями. А сейчас в основном ходят до Керченского пролива, выгружаются там и тут же назад. А это буквально пара дней. Так что во время зимней навигации мы можем ходить вообще без остановок, постоянно кого-то сопровождая», — говорит капитан.
Помимо «Капитана Демидова» в морских портах Азовского бассейна безопасность обеспечивают «Капитан Мошкин» и «Капитан Чудинов». Часто приходится работать в парах. Один ледокол возглавляет караван, а второй курсирует вдоль судов и следит, чтобы никто не отстал.
По словам Владимира Лаврешина, во время каждой навигации главное для него — обеспечить безопасность мореплавания и безаварийную проводку судов. Он часто вспоминает стихи Константина Симонова: «Кто в будущее двинулся, держись, Взад и вперед, Взад и вперед до пота. Порой подумаешь: Вся наша жизнь Сплошная ледокольная работа»…
Вставка № 1. О судне
Дизель-электроход «Капитан Демидов» — ледокол «река-море» плавания проекта № 1191 ледового класса М-СП2,5 (Ледокол) А. Судно построено на финской судоверфи Wartsila и спущено на воду в декабре 1984 года. До 1997 года «Капитан Демидов» обеспечивал навигацию в Камском бассейне. С 1998 года и по настоящее время работает в Азовском бассейновом филиале ФГУП «Росморпорт».
Длина ледокола — 76,5 м, ширина — почти 17. В чистых водах развивает скорость до 25 километров в час. Если водная гладь покрыта льдом, скорость судна составляет около 2 километров. Осадка — 2,8 м.
Вставка № 2. О названии
Судно носит имя Александра Вениаминовича Демидова — капитана речного флота. Он провёл около 40 навигаций. Вся его трудовая деятельность была связана с перевозкой и обслуживанием пассажиров. Первый из волжских капитанов начал осуществлять обслуживание иностранных туристов. Шесть раз получал звание «Лучший капитан МРФ». Был награжден орденами Октябрьской Революции и Трудового Красного Знамени. Лауреат Государственной премии СССР (1984).
Ледокол «Капитан Демидов» в полной красе стоит на базе ООО «РОСТ» в морском порту Ростова-на-Дону. Корреспондент «Водного транспорта» побывала на борту и узнала, насколько моряки и судно готовы к ледовой навигации.
24 ноября 2020 года «Капитану Демидов» исполнилось 36 лет. При этом вот уже 22 года подряд ледокол обеспечивает зимнюю навигацию в Азовском бассейне. Несмотря на свой возраст, по оснащению он ни в чем не уступает современным ледоколам. Постоянно обновляется навигационное оборудование, проводится своевременный ремонт.
Ледокол, как и сани, начинают готовить летом. В этом году «Капитан Демидов» прошел освидетельствование в объеме докового в соответствии с «правилами освидетельствования судов в эксплуатации» российского речного регистра.
В ответе за других
Владимир Лаврешин на ледоколе с 1998 года: именно тогда «Капитан Демидов» пришёл в Ростов-на-Дону, чтобы обеспечивать ледовую навигацию в Азовском бассейне. Начинал Владимир Геннадьевич третьим штурманом.
«Моё детство прошло в то счастливое время, когда каждый мальчишка мечтал стать или космонавтом или моряком. И я не был исключением. В Ростов переехал в 1985 году, поступил в СПТУ № 14 речного флота», — вспоминает Владимир Лаврешин.
Потом были служба в армии, Ростовское речное училище, работа в Волго-Донском пароходстве. Работал на небольших сухогрузах и толкачах. Ему не было еще и 30 лет, когда он стал капитаном на малом танкере «МТ-7». Но в 90-е годы все изменилось, речной флот встал, работы не было. Предложили работу на ледоколе «Капитан Демидов». Пришлось заново проходить все ступеньки карьерного роста.
В межнавигационный период Владимир Геннадьевич старался не сидеть на берегу: устраивался в частные судоходные компании, работал на судах типа «река-море», набирал плавательный ценз для повышения рабочего диплома и практики судовождения. В 2006 году его назначили капитаном ледокола.
«Это совершенно разный опыт. Когда ты на грузовом судне, есть маршрут из порта в порт. А на ледоколе маршрут — это вывести судно на чистую воду или привести в порт караван судов. Тут ответственности намного больше. Представьте: в караване порой до 40 судов бывает, и на каждом — 10-12 человек экипажа. То есть сразу 400 человек в открытом море надеются только на ледокол, ты за всех отвечаешь», — говорит капитан Владимир Лаврешин.
Команда мечты
По штатному расписанию на ледоколе 17 человек. При объявлении ледовой навигации приходят дополнительные члены экипажа: два штурмана и три человека рядового состава.
«Во время проводок караванов на мостике постоянно должны находиться два судоводителя, один из которых капитан или старший помощник, поэтому у нас два старпома и три вахтенных помощника капитана. Почти все командиры, за исключением младших должностей, работают на ледоколе 10 и более лет», — говорит Владимир Геннадьевич.
Ветеран флота, старший электромеханик Алексей Калаганов на ледоколе с самого начала — уже 22 года. Уникальные знания и огромный опыт (общий стаж — более 40 лет) позволяют дизель-электроходу работать без особых трудностей. Старший механик Сергей Серобаба — хозяин машинного отделения и всех механизмов. Он на «Капитане Демидове» уже 20 лет. И все эти годы хранит «сердце» ледокола в исправном состоянии.
Старший помощник капитана Михаил Дудников на флоте более 30 лет, а на «Капитане Демидове» — 17. Как говорит команда, именно его стараниями все чувствуют себя на ледоколе как дома. Боцман Владимир Пукалов, в ведении которого палубное хозяйство, держит все на своем месте и всегда в исправном состоянии. Для него это уже 14-й год на ледоколе.
Последние пять лет экипаж ледокола кормила Татьяна Богдановна Гарашкина. Но в этом году она сошла на землю, осталась в родном Таганроге, поэтому команда ждет нового повара.
«У нас, к сожалению, женщины надолго не задерживаются. Хоть на ледоколе и хорошие условия, но именно представительницам прекрасного пола здесь тяжело. К постоянной вибрации не каждый может привыкнуть», — говорит капитан.
На «Капитане Демидове» действительно есть все для комфортной жизни. Даже небольшой импровизированный спортивный зал и сауна (не зря ледокол строили финны!). На Новый год в салоне команда ставит елку. А вот сам праздник практически не отмечают.
«Для нас в принципе праздников как таковых нет. Часто Новый год проводим в караване. Бывает, что моряки с какого-нибудь судна просят остановиться, чтобы нормально встретить, но у нас такое по регламенту не положено», — поясняет Владимир Геннадьевич.
Коварное Азовское море
В Азовском море своя специфика работы. Море мелководное, безопасное судоходство ограничено рекомендованными путями, особенно в Таганрогском заливе. При подвижке льда всегда есть риск, что грузовое судно будет выдавлено на критически малые глубины.
Лед в Азовском море постоянно в движении, редко случается, когда он крепко держится от берега до берега. Из-за температурных скачков и сгонно-нагонных явлений происходят подвижки льда, что затрудняет работу с караваном.
«Самой сложной была ледовая навигация 2011-2012 годов. Тогда из-за аномальных морозов замерзло все Азовское море и Керченский пролив, в ледовом плену оказались суда в районе Арабатской стрелки и в северной части полуострова. Вместо ледовых проводок мы занимались их спасанием», — вспоминает капитан.
За ту сложную навигацию, а также за спасение теплохода «Орель-1» Владимиру Лаврешину вручили Благодарность Президента России Владимира Путина. Эта история заслуживает особого внимания. Украинский сухогруз получил повреждение корпуса, в балластные танки начала поступать вода, что вызвало крен на левый борт в 5 градусов. Аварийный погружной насос, при помощи которого пытались откачать воду, не помог, крен увеличивался.
Ледокол «Капитан Демидов» под командованием Владимира Лаврешина, осознавая все риски, взял аварийный теплоход на короткий буксир и при увеличивающемся крене судна до 9 градусов и фактическом заливании главной палубы привел судно в порт Кавказ.
Три капитана
Караваны в последнее время стали намного больше: если раньше водили по 10-15 судов, то сейчас доходит до 40 единиц. «В последние годы очень сильно увеличился грузопоток. Да и сами суда стали ходить иначе. Когда-то сухогрузы уходили далеко, за Босфор, их не было неделями. А сейчас в основном ходят до Керченского пролива, выгружаются там и тут же назад. А это буквально пара дней. Так что во время зимней навигации мы можем ходить вообще без остановок, постоянно кого-то сопровождая», — говорит капитан.
Помимо «Капитана Демидова» в морских портах Азовского бассейна безопасность обеспечивают «Капитан Мошкин» и «Капитан Чудинов». Часто приходится работать в парах. Один ледокол возглавляет караван, а второй курсирует вдоль судов и следит, чтобы никто не отстал.
По словам Владимира Лаврешина, во время каждой навигации главное для него — обеспечить безопасность мореплавания и безаварийную проводку судов. Он часто вспоминает стихи Константина Симонова: «Кто в будущее двинулся, держись, Взад и вперед, Взад и вперед до пота. Порой подумаешь: Вся наша жизнь Сплошная ледокольная работа»…