logo
Главная Актуально Расширять, углублять, строить

Расширять, углублять, строить

Автор: По материалам Росморречфлота и ИАА "ПортНьюс"

 

Открывая мероприятие, Александр Пошивай отметил, что дноуглубительные работы имеют ключевое значение для развития инфраструктуры как морских портов, так и внутренних водных путей страны. Согласно приведенным им данным, в морской акватории РФ в настоящее время действуют порядка 40 дноуглубительных судов, около 120 – в бассейнах внутренних водных путей. В морских портах и на подходах к ним в 2020 году объемы сервисного дноуглубления составили 7,8 млн куб м, на ВВП, в рамках проведения навигационных путевых работ – 23,1 млн куб м.   
Средний возраст дноуглубительного флота превышает 36 лет,  и потому приоритетной задачей является его обновление и повышение качества.
Отвечая на вопрос модератора, Александр Пошивай рассказал о ведущейся Минтрансом проработке вопроса о так называемом едином операторе внутренних водных путей. Речь идет об администрировании ряда участков внутренних водных путей, передачу которых под управление единому оператору предполагается проводить поэтапно. Как пояснил замминистра транспорта, проект потенциально может затронуть только самые грузонапряженные участки ВВП с привлекательными условиями для коммерческого судоходства.
В своем выступлении Захарий Джиоев остановился на реализации мероприятий Комплексного плана расширения и модернизации магистральной инфраструктуры. С этого года соответствующий федеральный проект в рамках КПМИ называется «Развитие морских портов», его действие продлено до 2030 года.
В его рамках реализуется 50 мероприятий, причем 75% финансирования обеспечивают инвесторы и только 25% дает государство, в основном на строительство флота.
В частности, он отметил, что контракт на строительство морского комплекса по перевалке СПГ в бухте Бечевинская на Камчатке будет заключен в самое ближайшее время, подходной канал, предполагающий дноуглубительные работы в объеме 16,5 млн куб м грунта, должен быть готов ко 2 кварталу 2022 года.
Также он отметил, что в целях развития ВВП в ведомственную программу включены 34 проекта развития и реконструкции судоходных гидротехнических сооружений.
Замруководителя Росморречфлота также подтвердил, что проект строительства Багаевского гидроузла будет реализован до конца 2024 года.
Константин Анисимов в своем выступлении остановился на вопросах проведения дноуглубительных работ на ВВП, обновлении и строительстве дноуглубительного флота.
В рамках Комплексного плана модернизации и расширения магистральной инфраструктуры (КПМИ) до 2024 года запланировано строительство 101 единицы флота, из них 8 земснарядов, 54 единицы обстановочного флота, 27 промерных судов, а также по 6 специализированных и экологических судов, сообщил Анисимов.
По его словам, наряду с этим ведомство ведет переговоры с судостроительными заводами по строительству мелкосидящих земснарядов сборно-разборного типа. Потребность администраций речных бассейнов в данном типе земснарядов он оценил в 10-15 судов.
Кроме того, отметил Анисимов, Росморречфлот предложил включить строительство дноуглубительного и вспомогательного флота в разрабатываемый нацпроект по внутреннему водному транспорту. В период с 2025 по 2030 год, сообщил он, «планируется построить еще 150-200 единиц технического флота».
Городец
Для строительства в районе Городца судоходного канала найдено решение,  сообщил  заместитель министра транспорта России Александр Пошивай.
«Второй этап согласования проекта по строительству Нижегородского гидроузла мы, к сожалению, не прошли, поскольку населением был поднят экологический вопрос о том, что реализация проекта повлияет на подтопление территории...  Речь же шла о создании временного водохранилища, которое наполнялось бы во время паводка и затем постепенно срабатывалось, чтобы к концу навигации река вошла в свое русло... Тем не менее, недавно было принято решение о промежуточном варианте, в рамках которого нами будет построена дополнительная камера к шлюзу 15, создан судоходный канал длиной 40 км с соответствующим дноуглублением, которое еще будет обсуждаться», - рассказал Александр Пошивай.
Напомним, данный проект рассматривается в рамках мероприятии по ликвидации лимитирующих участков, в том числе на внутренних водных путях (ВВП) Единой глубоководной системы (ЕГС) европейской части Российской Федерации.
«Южная полуподкова»
Росморречфлот прорабатывает возможность организации круглогодичной навигации на участке Астрахань - Ростов-на-Дону (т. н. «Южная полуподкова»). 
По словам Александра Пошивая, для этого необходимо дооборудовать шлюзы, чтобы они могли работать в зимних условиях, а также построить ледоколы для проводки караванов судов. При этом возникает вопрос нагрузки льда на откосах канала, поэтому необходимо провести научную проработку данного проекта.
Александр Пошивай также отметил, что Багаевский гидроузел строится в соответствии с графиком.
«Сомнений в том, что он будет построен в срок, никаких нет», - сказал заместитель министра.
Введение круглогодичной навигации на южных участках внутренних водных путей РФ, как отмечалось ранее,  позволит решить одну из ключевых проблем российского внутреннего водного транспорта - сезонность.
Земснаряды - в нацпроект 
Росморречфлот предложил включить в нацпроект развития внутренних водных путей России  строительство 49 дноуглубительных судов и 78 самоходных и несамоходных шаланд, сообщил заместитель руководителя Росморречфлота Константин Анисимов.
По его словам, на период 2021-24 годов ФКУ «Речводпуть» планируется строительство четырех единиц землесосов производительностью 700 куб. м в час класса РРР проекта 4395. В настоящее время подготовлена документация открытого конкурса, проведение конкурсных процедур и заключение контракта с подрядчиком запланировано не позднее 1 июня 2021 года.
Одновременно в настоящее время на судостроительном заводе «Лотос» ведется строительство четырех роторно-ковшовых земснарядов по инновационному проекту в период 2020-24 годов с использованием механизма лизинга. В долгосрочной программе до 2030 года по данной схеме предусматривается строительство еще 16 аналогичных земснарядов.
Также, учитывая особенности определенных бассейнов внутренних водных путей, Росморречфлотом прорабатывается вопрос строительства многофункциональных самоходных мелкосидящих земснарядов с производительностью от 800 до 3 тыс. куб. м в час. Общая потребность в данном типе судов может составить в краткосрочной перспективе четыре ед. и в долгосрочной перспективе около 10 ед.
В настоящее время для содержания ВВП на балансе администраций внутренних водных путей находится 2359 судов технического флота (годных к эксплуатации - 1908 ед.), в том числе 154 ед. дноуглубительного флота, из которых годных к эксплуатации 120 ед. Средний возраст дноуглубительной техники превышает 36 лет.
Нарастить локализацию
Локализацию дноуглубительных судов, строящихся в России, планируется постепенно довести до 80% в течение шести-семи лет, сообщил  генеральный директор Объединенной судостроительной корпорации Алексей Рахманов.
По его словам, кооперация по производству корпусов земснарядов и шаланд с последующим их насыщением при помощи производственной базы компании IHC, предполагает постепенную локализацию производства дноуглубительной техники и позволяет параллельно решать задачи импортозамещения на данном направлении. 
Современный проект данных судов был разработан совместно с Росморречфлотом и компанией IHC Holland B.V.  Принимая во внимание техническую сложность судов и необходимость поставки импортного оборудования, заказы на строительство земснарядов размещены на АО «Судостроительный завод «Лотос», расположенном в пределах собой экономической зоны «Лотос».
Для рек России
Объединенная судостроительная корпорация, по словам главы ОСК Алексея Рахманова, видит перспективу строительства более чем 700 судов для внутренних водных путей России до 2035 года.
По его мнению, такое количество флота будет востребовано при условии достижения проектных глубин на всем протяжении Единой глубоководной системы и проведения путевых работ в необходимом объеме на сибирских и дальневосточных реках.
При этом, по мнению главы корпорации, государству необходимо определиться с транспортным балансом, поскольку доля грузов, перевозимых речным транспортом в России, неоправданно мала. Кроме того, необходимо оказывать господдержку пассажироперевозкам на речном транспорте.
«Министерством транспорта в настоящее время ведется работа по разработке транспортно-экономического баланса. Должен быть сформирован прогноз переключения грузопотоков на внутренний водный транспорт», - сказал Алексей Рахманов.
Потребность в ледоколах
Потребность в атомных ледоколах в российской Арктике к 2030 году составит 8 единиц, утверждает заместитель генерального директора - директор Дирекции Севморпути Госкорпорации «Росатом» Вячеслав Рукша.По его словам, пять ледоколов должны работать в западном секторе Северного морского пути и три - в восточном.
По оценкам «Росатома», объем перевозок по арктической морской трассе к 2030 году достигнет 110 млн тонн в год, в том числе 70 млн - в западном и 40 млн -  в восточном направлении.
При этом стоит задача обеспечения круглогодичной регулярной навигации по восточному маршруту. Со строительством перевалочного комплекса сжиженного природного газа  «НОВАТЭКа» в бухте Бечевинская Камчатского края ожидается, что первые грузопотоки в режиме круглогодичной навигации в восточном направлении начнутся в 2025 году.
Кроме того, стоит задача по установлению новых высокоширотных маршрутов для крупнотоннажных судов.
Говоря о развитии ледокольного флота, Вячеслав Рукша отметил, что продлевается назначенный ресурс реакторных установок атомных ледоколов «Ямал», «Таймыр» и «Вайгач», построен головной ледокол ЛК-60 «Арктика», по контракту с ФГУП «Атомфлот» АО «Балтийский завод» ведет строительство четырех атомных ледоколов ЛК-60 для ГК «Росатом»: «Сибирь», «Урал», «Якутия» и «Чукотка». Кроме того, на заводе «Звезда» в Приморском крае начато строительство атомохода-лидера мощностью 120 МВт.
Важнейшей задачей является пополнение и модернизация флота ФГУП «Гидрографическое предприятие», осуществляющее промерные работы на Северном морском пути. Так, в 2021 году должны быть построены четыре новых судна для предприятия: «Александр Парфенов», «Всеволод Пересыпкин», «Юрий Бабаев» и «Юрий Осокин». Кроме того, к 2025 году должно быть построено головное судно ледового класса Arc7. Помимо строительства новых судов, запланировано проведение глубокой модернизации трех действующих: «Григорий Михеев» (к середине 2022 года), «Петр Котцов» (к середине 2023 года) и «Алексей Марышев» (к середине 2024 года).

На IV Международном конгрессе  «Гидротехнические сооружения и дноуглубление» в Москве, организованном ИАА «ПортНьюс», были представлены  планы и ключевые проекты в сфере водного транспорта РФ.

Заместитель министра транспорта РФ Александр Пошивай и заместители руководителя Росморречфлота  Захарий  Джиоев и Константин Анисимов представили участникам прошедшего в Москве  форума «Гидротехнические сооружения и дноуглубление» планы развития и ключевые проекты в сфере водного транспорта.

Открывая мероприятие, Александр Пошивай отметил, что дноуглубительные работы имеют ключевое значение для развития инфраструктуры как морских портов, так и внутренних водных путей страны. Согласно приведенным им данным, в морской акватории РФ в настоящее время действуют порядка 40 дноуглубительных судов, около 120 – в бассейнах внутренних водных путей. В морских портах и на подходах к ним в 2020 году объемы сервисного дноуглубления составили 7,8 млн куб м, на ВВП, в рамках проведения навигационных путевых работ – 23,1 млн куб м.   

Средний возраст дноуглубительного флота превышает 36 лет,  и потому приоритетной задачей является его обновление и повышение качества.

Отвечая на вопрос модератора, Александр Пошивай рассказал о ведущейся Минтрансом проработке вопроса о так называемом едином операторе внутренних водных 

В своем выступлении Захарий Джиоев остановился на реализации мероприятий Комплексного плана расширения и модернизации магистральной инфраструктуры. С этого года соответствующий федеральный проект в рамках КПМИ называется «Развитие морских портов», его действие продлено до 2030 года.путей. Речь идет об администрировании ряда участков внутренних водных путей, передачу кот

орых под управление единому оператору предполагается проводить поэтапно. Как пояснил замминистра транспорта, проект потенциально может затронуть только самые грузонапряженные участки ВВП с привлекательными условиями для коммерческого судоходства.

В его рамках реализуется 50 мероприятий, причем 75% финансирования обеспечивают инвесторы и только 25% дает государство, в основном на строительство флота.В частности, он отметил, что контракт на строительство морского комплекса по перевалке СПГ в бухте Бечевинская на Камчатке будет заключен в самое ближайшее время, подходной канал,предполагающий дноуглубительные работы в объеме 16,5 млн куб м грунта, должен быть готов ко 2 кварталу 2022 года.

Также он отметил, что в целях развития ВВП в ведомственную программу включены 34 проекта развития и реконструкции судоходных гидротехнических сооружений.Замруководителя Росморречфлота также подтвердил, что проект строительства Багаевского гидроузла будет реализован до конца 2024 года.

Константин Анисимов в своем выступлении остановился на вопросах проведения дноуглубительных работ на ВВП, обновлении и строительстве дноуглубительного флота.В рамках Комплексного плана модернизации и расширения магистральной инфраструктуры (КПМИ) до 2024 года запланировано строительство 101 единицы флота, из них 8 земснарядов, 54 единицы обстановочного флота, 27 промерных судов, а также по 6 специализированных и экологических судов, сообщил Анисимов.

По его словам, наряду с этим ведомство ведет переговоры с судостроительными заводами по строительству мелкосидящих земснарядов сборно-разборного типа. Потребность администраций речных бассейнов в данном типе земснарядов он оценил в 10-15 судов.
Кроме того, отметил Анисимов, Росморречфлот предложил включить строительство дноуглубительного и вспомогательного флота в разрабатываемый нацпроект по внутреннему водному транспорту. В период с 2025 по 2030 год, сообщил он, «планируется построить еще 150-200 единиц технического флота».

ГОРОДЕЦ

Для строительства в районе Городца судоходного канала найдено решение,  сообщил  заместитель министра транспорта России АлександрПошивай.

«Второй этап согласования проекта по строительству Нижегородского гидроузла мы, к сожалению, не прошли, поскольку населением был поднят экологический вопрос о том, что реализация проекта повлияет на подтопление территории...  Речь же шла о создании временного водохранилища, которое наполнялось бы во время паводка и затем постепенно срабатывалось, чтобы к концу навигации река вошла в свое русло... Тем не менее, недавно было принято решение о промежуточном варианте, в рамках которого нами будет построена дополнительная камера к шлюзу 15, создан судоходный канал длиной 40 км с соответствующим дноуглублением, которое еще будет обсуждаться», - рассказал Александр Пошивай.

Напомним, данный проект рассматривается в рамках мероприятии по ликвидации лимитирующих участков, в том числе на внутренних водных путях (ВВП) Единой глубоководной системы (ЕГС) европейской части Российской Федерации.

«ЮЖНАЯ ПОДКОВА»

Росморречфлот прорабатывает возможность организации круглогодичной навигации на участке Астрахань - Ростов-на-Дону (т. н. «Южная полуподкова»). По словам Александра Пошивая, для этого необходимо дооборудовать шлюзы, чтобы они могли работать в зимних условиях, а также построить ледоколы для проводки караванов судов. При этом возникает вопрос нагрузки льда на откосах канала, поэтому необходимо провести научную проработку данного проекта.

Александр Пошивай также отметил, что Багаевский гидроузел строится в соответствии с графиком.

«Сомнений в том, что он будет построен в срок, никаких нет», - сказал заместитель министра.

Введение круглогодичной навигации на южных участках внутренних водных путей РФ, как отмечалось ранее,  позволит решить одну из ключевых проблем российского внутреннего водного транспорта - сезонность.

ЗЕМСНАРЯДЫ - В НАЦПРОЕКТ 

Росморречфлот предложил включить в нацпроект развития внутренних водных путей России  строительство 49 дноуглубительных судов и 78 самоходных и несамоходных шаланд, сообщил заместитель руководителя Росморречфлота Константин Анисимов.По его словам, на период 2021-24 годов ФКУ «Речводпуть» планируется строительство четырех единиц землесосов производительностью 700 куб. м в час класса РРР проекта 4395. В настоящее время подготовлена документация открытого конкурса, проведение конкурсных процедур и заключение контракта с подрядчиком запланировано не позднее 1 июня 2021 года.

Одновременно в настоящее время на судостроительном заводе «Лотос» ведется строительство четырех роторно-ковшовых земснарядов по инновационному проекту в период 2020-24 годов с использованием механизма лизинга. В долгосрочной программе до 2030 года по данной схеме предусматривается строительство еще 16 аналогичных земснарядов.

Также, учитывая особенности определенных бассейнов внутренних водных путей, Росморречфлотом прорабатывается вопрос строительства многофункциональных самоходных мелкосидящих земснарядов с производительностью от 800 до 3 тыс. куб. м в час. Общая потребность в данном типе судов может составить в краткосрочной перспективе четыре ед. и в долгосрочной перспективе около 10 ед.

В настоящее время для содержания ВВП на балансе администраций внутренних водных путей находится 2359 судов технического флота (годных к эксплуатации - 1908 ед.), в том числе 154 ед. дноуглубительного флота, из которых годных к эксплуатации 120 ед. Средний возраст дноуглубительной техники превышает 36 лет.

НАРАСТИТЬ ЛОКАЛИЗАЦИЮ

Локализацию дноуглубительных судов, строящихся в России, планируется постепенно довести до 80% в течение шести-семи лет, сообщил  генеральный директор Объединенной судостроительной корпорации Алексей Рахманов.

По его словам, кооперация по производству корпусов земснарядов и шаланд с последующим их насыщением при помощи производственной базы компании IHC, предполагает постепенную локализацию производства дноуглубительной техники и позволяет параллельно решать задачи импортозамещения на данном направлении. Современный проект данных судов был разработан совместно с Росморречфлотом и компанией IHC Holland B.V.  Принимая во внимание техническую сложность судов и необходимость поставки импортного оборудования, заказы на строительство земснарядов размещены на АО «Судостроительный завод «Лотос», расположенном в пределах собой экономической зоны «Лотос».

ДЛЯ РЕК РОССИИ

Объединенная судостроительная корпорация, по словам главы ОСК Алексея Рахманова, видит перспективу строительства более чем 700 судов для внутренних водных путей России до 2035 года.

По его мнению, такое количество флота будет востребовано при условии достижения проектных глубин на всем протяжении Единой глубоководной системы и проведения путевых работ в необходимом объеме на сибирских и дальневосточных реках.При этом, по мнению главы корпорации, государству необходимо определиться с транспортным балансом, поскольку доля грузов, перевозимых речным транспортом в России, неоправданно мала. Кроме того, необходимо оказывать господдержку пассажироперевозкам на речном транспорте.

«Министерством транспорта в настоящее время ведется работа по разработке транспортно-экономического баланса. Должен быть сформирован прогноз переключения грузопотоков на внутренний водный транспорт», - сказал Алексей Рахманов.

ПОТРЕБНОСТЬ В ЛЕДОКОЛАХ

Потребность в атомных ледоколах в российской Арктике к 2030 году составит 8 единиц, утверждает заместитель генерального директора - директор Дирекции Севморпути Госкорпорации «Росатом» Вячеслав Рукша.По его словам, пять ледоколов должны работать в западном секторе Северного морского пути и три - в восточном.

По оценкам «Росатома», объем перевозок по арктической морской трассе к 2030 году достигнет 110 млн тонн в год, в том числе 70 млн - в западном и 40 млн -  в восточном направлении.

При этом стоит задача обеспечения круглогодичной регулярной навигации по восточному маршруту. Со строительством перевалочного комплекса сжиженного природного газа  «НОВАТЭКа» в бухте Бечевинская Камчатского края ожидается, что первые грузопотоки в режиме круглогодичной навигации в восточном направлении начнутся в 2025 году.Кроме того, стоит задача по установлению новых высокоширотных маршрутов для крупнотоннажных судов.

Говоря о развитии ледокольного флота, Вячеслав Рукша отметил, что продлевается назначенный ресурс реакторных установок атомных ледоколов «Ямал», «Таймыр» и «Вайгач», построен головной ледокол ЛК-60 «Арктика», по контракту с ФГУП «Атомфлот» АО «Балтийский завод» ведет строительство четырех атомных ледоколов ЛК-60 для ГК «Росатом»: «Сибирь», «Урал», «Якутия» и «Чукотка». Кроме того, на заводе «Звезда» в

Приморском крае начато строительство атомохода-лидера мощностью 120 МВт.

Важнейшей задачей является пополнение и модернизация флота ФГУП «Гидрографическое предприятие», осуществляющее промерные работы на Северном морском пути. Так, в 2021 году должны быть построены четыре новых судна для предприятия: «Александр Парфенов», «Всеволод Пересыпкин», «Юрий Бабаев» и «Юрий Осокин». Кроме того, к 2025 году должно быть построено головное судно ледового класса Arc7. Помимо строительства новых судов, запланировано проведение глубокой модернизации трех действующих: «Григорий Михеев» (к середине 2022 года), «Петр Котцов» (к середине 2023 года) и «Алексей Марышев» (к середине 2024 года).