logo
Главная Актуально Сокровища Соломбальской судоверфи

Сокровища Соломбальской судоверфи

Автор: Альберт Свинтицки

 

Сокровища Соломбальской судоверфи
О выставке деревянного судостроения Поморья
Альберт Свинтицки 
20 марта в столице Поморья Архангельске на производственной площадке Товарищества поморского судостроения открылась выставка-презентация «Сокровища архива Соломбальской судоверфи», основанной в 1911 году под названием «Поморский эллинг». 
На верфи строили традиционные поморские суда: зверобойные шхуны, рыболовные боты, ёлы, карбасы, шлюпки, катера, доры. 
В 2009 году со стапелей «Соломбальской судоверфи» по заказу и финансовой поддержке норвежского бизнесмена Коатеса Сигурда на воду была спущена построенная точная копия королевской английской яхты «Британия». Длина яхты 37 метров, ширина 7, осадка - 4м 80 см, площадь парусов - более 1000 кв. метров. 
История оригинала этого гоночного парусника началась в 1893 году. Он был построен для сына королевы Виктории, Эдуарда, принца Уэльского, наследника английского престола. Яхта была одной из самых быстрых в то время. Последним владельцем белопарусной красавицы являлся король Георгу V. После его смерти в 1936 году «Британию» затопили - такова была предсмертная монаршая воля. Так закончилась история яхты, прототип которой воссоздали северные мастера на Соломбальской судоверфи.
Архив, содержащий несколько тысяч инженерных проектов, чертежей, калек, фотографий образцов деревянного судостроения, которые строились на верфи с момента ее основания, хранился на территории самого предприятия, которое официально перестало существовать в 2018 году. Собственник основных фондов Соломбальской судоверфи, Сергей Николаев, долгое время являлся хранителем этого уникального архива и поддерживает идею создания цифровых копий и публикации документов в открытом доступе. 
"По многим чертежам даже сегодня можно собирать суда. Мы решили, что их нужно передать университету для организации научной работы и для сохранения поморской культуры", - отметил во время открытия выставки Сергей Николаев.
Чтобы ускорить процессы по сохранению уникальных данных, АНО «Товарищество поморского судостроения» подписало соглашение с САФУ имени М. В. Ломоносова о сотрудничестве в рамках НОЦ мирового уровня «Российская Арктика» и создании специализированной Цифровой лаборатории для изучения и сканирования архива. После оцифровки документов, которая, по предварительной оценке, займет не менее двух лет, данные будут размещены в открытом доступе на сайте «Заветный флот». В дальнейшем опыт оцифровки чертежей может быть востребован и кафедрой ЮНЕСКО САФУ, занимающейся вопросами изучения и сохранения памятников деревянной архитектуры Севера.
«Наша миссия заключается в сохранении и развитии морской культуры Поморья, - говорит руководитель проекта «Поморская шхуна» некоммерческой организации Товарищества поморского судостроения Евгений Шкаруба. - Данные архива мы уже используем, планируя построить несколько небольших судов по чертежам, которые нашли. Над проектом работают волонтеры и студенты САФУ. При поддержке администрации Архангельской области начато строительство поморской шхуны. Это будет судно 20 метров длиной, с гафельным вооружением, классическим деревянным корпусом, комфортное внутри и неприхотливое снаружи, оборудованное современной моторной установкой и средствами навигации. Экспедиционное судно, о котором мы давно мечтали! На этом судне сможем побывать в Арктике, Антарктике и в любых уголках Мирового океана без ограничений зоны плавания А благодаря Президентскому гранту рассчитываем уже к июню построить 3 деревянных парусно-весельных карбаса специально для парусно-гребной регаты на карбасах». 
Регата 2021 станет одним из главных событий международного проекта "Матица: сохранение и развитие северного деревянного судостроения", победившего в грантовом конкурсе "Музей 4.0" программы "Музей без границ" Благотворительного фонда Владимира Потанина. По задумке организаторов, регата на традиционных поморских карбасах, участники которой стартуют от Красной пристани и пройдут до Соломбалы и обратно, станет настоящим украшением летней жизни Архангельска.

20 марта в столице Поморья Архангельске на производственной площадке Товарищества поморского судостроения открылась выставка-презентация «Сокровища архива Соломбальской судоверфи», основанной в 1911 году под названием «Поморский эллинг». На верфи строили традиционные поморские суда: зверобойные шхуны, рыболовные боты, ёлы, карбасы, шлюпки, катера, доры. 

В 2009 году со стапелей «Соломбальской судоверфи» по заказу и финансовой поддержке норвежского бизнесмена Коатеса Сигурда на воду была спущена построенная точная копия королевской английской яхты «Британия». Длина яхты 37 метров, ширина 7, осадка - 4м 80 см, площадь парусов - более 1000 кв. метров. 

История оригинала этого гоночного парусника началась в 1893 году. Он был построен для сына королевы Виктории, Эдуарда, принца Уэльского, наследника английского престола. Яхта была одной из самых быстрых в то время. Последним владельцем белопарусной красавицы являлся король Георгу V. После его смерти в 1936 году «Британию» затопили - такова была предсмертная монаршая воля. Так закончилась история яхты, прототип которой воссоздали северные мастера на Соломбальской судоверфи.

Архив, содержащий несколько тысяч инженерных проектов, чертежей, калек, фотографий образцов деревянного судостроения, которые строились на верфи с момента ее основания, хранился на территории самого предприятия, которое официально перестало существовать в 2018 году. Собственник основных фондов Соломбальской судоверфи, Сергей Николаев, долгое время являлся хранителем этого уникального архива и поддерживает идею создания цифровых копий и публикации документов в открытом доступе. 

"По многим чертежам даже сегодня можно собирать суда. Мы решили, что их нужно передать университету для организации научной работы и для сохранения поморской культуры", - отметил во время открытия выставки Сергей Николаев.

Чтобы ускорить процессы по сохранению уникальных данных, АНО «Товарищество поморского судостроения» подписало соглашение с САФУ имени М. В. Ломоносова о сотрудничестве в рамках НОЦ мирового уровня «Российская Арктика» и создании специализированной Цифровой лаборатории для изучения и сканирования архива. После оцифровки документов, которая, по предварительной оценке, займет не менее двух лет, данные будут размещены в открытом доступе на сайте «Заветный флот». В дальнейшем опыт оцифровки чертежей может быть востребован и кафедрой ЮНЕСКО САФУ, занимающейся вопросами изучения и сохранения памятников деревянной архитектуры Севера.

«Наша миссия заключается в сохранении и развитии морской культуры Поморья, - говорит руководитель проекта «Поморская шхуна» некоммерческой организации Товарищества поморского судостроения Евгений Шкаруба. - Данные архива мы уже используем, планируя построить несколько небольших судов по чертежам, которые нашли. Над проектом работают волонтеры и студенты САФУ. При поддержке администрации Архангельской области начато строительство поморской шхуны. Это будет судно 20 метров длиной, с гафельным вооружением, классическим деревянным корпусом, комфортное внутри и неприхотливое снаружи, оборудованное современной моторной установкой и средствами навигации. Экспедиционное судно, о котором мы давно мечтали! На этом судне сможем побывать в Арктике, Антарктике и в любых уголках Мирового океана без ограничений зоны плавания А благодаря Президентскому гранту рассчитываем уже к июню построить 3 деревянных парусно-весельных карбаса специально для парусно-гребной регаты на карбасах». 

Регата 2021 станет одним из главных событий международного проекта "Матица: сохранение и развитие северного деревянного судостроения", победившего в грантовом конкурсе "Музей 4.0" программы "Музей без границ" Благотворительного фонда Владимира Потанина. По задумке организаторов, регата на традиционных поморских карбасах, участники которой стартуют от Красной пристани и пройдут до Соломбалы и обратно, станет настоящим украшением летней жизни Архангельска.