Лариса Хакуз
Обгоняя ветер перемен
Почему не всякого стармеха на танкер берут
В компанию он пришел в 1996-м, когда «Совкомфлот» еще не успел стать знаменитым брендом и одной из крупнейших танкерных компаний мира, каким мы его знаем сегодня. Пришел и остался вот уже на 26 лет. Последние годы Виктор Александрович Парфилов работает в должности механика-наставника в системе технического менеджмента группы компаний.
– Виктор Александрович, говорят, плох тот моряк, что не мечтает о «Совкомфлоте». Как вы пришли в СКФ?
– К тому времени, как я пришел в «Совкомфлот» – это было в 1996 году, у меня уже был приличный послужной список. Начинал в Приморском пароходстве, был период, когда я от Пароходства – это 1987-1989 гг – по контракту работал стармехом на иракских судах, можно сказать, обучал иракских моряков морскому делу. Позже на иностранных судах – греческих, британских. Иностранный круинг, как вы понимаете, вообще был характерен для девяностых. Первыми эту нишу начали осваивать страны Балтии, а затем и российские моряки стали работать в иностранных экипажах. Так в 1993-м я попал в греческую Adriatic Star, а уже потом меня взяли в компанию «Юником», управляющую судами «Совкомфлота». Причем сразу старшим механиком. К тому времени я успел много лет проработать и суперинтендантом, и стармехом…
– И всегда – и до «Совкомфлота» – ходили исключительно на танкерах?
– Только на танкерах: нефтеналивных, химовозах. Если взять в целом мой «морской» стаж , то я сам удивился, что в общей сложности провел в море семнадцать с «хвостиком» лет! Кстати, в этом апреле исполнится 50 лет, как я женился, и, получается, семнадцать из них свою семью не видел! Все на танкерах…
– В нынешней должности механика-наставника вы, по сути, отбираете профильных специалистов для работы на танкерном флоте «Совкомфлота». Как это происходит?
– Это очень серьёзная процедура, и прежде чем попасть к механику-наставнику, нужно пройти своеобразный «круинговый фильтр». А дальше дело механика-наставника проверить его на компетентность. Проходит это в форме интервью, если хотите – экзамена. Примерно такая же процедура для тех, кто выдвигается на более высокую должность, к примеру, был четвертым механиком, а хочет стать третьим. То же применительно и к рядовому составу – к тем, кто имеет отношение к механике: мотористам, фиттерам. Всем этим занимается механик-наставник.
Кроме того, перед посадкой на судно проводится брифинг – нужно информировать экипаж об изменениях в процедурах СУБ. На танкере вопросы безопасности имеют первостепенное значение. От их соблюдения зависит не только жизнь членов экипажа, сохранность груза и самого флота, но и окружающая среда. Поэтому – и это тоже ответственность механика-наставника – для работы на танкере нужно иметь специальный допуск, так называемый endorsement.
Танкеры – суда первой категории опасности, поскольку перевозят опасные грузы. Чтобы обеспечить безопасные перевозки груза, в содержимом танка должно быть минимальное содержание кислорода – от 5% до 8 %, и никакой третьей составляющей. Плюс сверху закачивается инертный газ, закрывающий доступ кислорода извне. Причем когда судно выгружено, уровень ответственности возрастает, поскольку концентрация паров остается по-прежнему высокой.
Работать на современных танкерах, а флот СКФ отличается своей высокотехнологичностью, очень не просто. На таком судне необходимы основательные технические знания.
– Слышала от вас о том, что стармех танкера может работать на сухогрузе, но не наоборот…
– Именно так, старший механик, работавший на танкере, может спокойно пойти на сухогруз, но для того, чтобы с сухогруза перейти на танкер, нужно пройти базовый курс, расширенную программу подготовки. Причем начинать все равно придется помощником механика.
Специфика работы на танкере предъявляет особые требования к профессиональной подготовке. И «Совкомфлот» очень многое делает в этом направлении. Мы тесно сотрудничаем с тремя вузами - Государственным университетом морского и речного флота имени адмирала С.О. Макарова, Морским государственным университетом имени адмирала Г. И. Невельского и Государственным морским университетом имени адмирала Ф.Ф. Ушакова. Очень серьезно помогаем с тренажерными классами. Кроме того, набираем там целевые группы, студентам выплачиваем дополнительную стипендию, а когда они проходят у нас практику – еще и кадетскую зарплату. Единственное условие – хорошо учиться, средний балл не должен быть ниже 4,5.
Кстати, как механик-наставник также занимаюсь с кадетами. По итогам практики на судне им составляют характеристику , с которой они приходят к механику-наставнику для проверки по части механики. Плюс отчеты по всем трем практикам, которые мы разбираем, беседуем по возникающим вопросам и так далее. Все эти материалы собираются в личное дело, и когда выпускник приходит к нам впоследствии на работу, у нас уже есть о нем полное представление.
– Кроме этого, вы ведь возглавляете в ГУМРФ госкомиссию по принятию выпускных работ?
– Да, уже второй год буду принимать. В прошлом году принимал у 77 выпускников судо-механического факультета, причем 9 из них были с красными дипломами, и это, я считаю, очень высокий показатель.
– Если говорить о вашей собственной альма-матер: можно ли сравнивать компетенции прежних выпускников и нынешних?
– Я окончил Дальневосточное высшее инженерное морское училище имени адмирала Г. И. Невельского, ныне университет, а до того Астраханское мореходное училище.
Если сравнивать, теоретическая база везде одинаковая. Что тогда, что сейчас в основе двигатель внутреннего сгорания, турбины, котлы… Конечно, добавились автоматизация, компьютеризация. Вот программистов пока не готовит никто, слишком узкое направление, а надо бы. А собственно механика – наука консервативная…
С другой стороны, в свое время, еще лет 30-40 назад, меня учили, что это невозможно, чтобы асинхронный или синхронный двигатель управлялся джойстиком, такого не будет никогда! Но наступило время, и это «никогда» случилось. У нас в северном направлении, к примеру, ходят суда на электродвижении. В таких судах применяются азиподы – это такая конструкция, подводная гондола, оснащенная мощнейшими, очень прочными винтами, которые вращает электродвигатель, благодаря чему можно двигаться во льдах. Так что мы сейчас управляем и синхронными, и асинхронными двигателями за счет модулей, или преобразователей частоты, которые называются конвекторами…
– Говорят, технологический прогресс в последние десятилетия чрезвычайно ускорил течение времени. Как успеваете? Особенно работая в «Совкомфлоте», который всегда играет на опережение.
– Знаете, многие из моих однокашников и коллег давно отошли в сторонку. Кто-то в свое время, может, и хотел вернуться, но, когда выпадаешь из дела, наверстать уже очень сложно, во всех смыслах. Так получилось, что я из профессии не выпадал. Помню, когда пришел в службу управления Приморского пароходства – это был 1989 год, – там был единственный компьютер. Мобильников ещё не было совсем, но у меня уже был такой огромный аппарат, который через городскую сеть мог входить. Нам начальник пароходства приобрёл, и мы по нему и обучали, и тренировали новых сотрудников, и ремонты делали, и ходовые испытания проводили. А сегодня на наших судах есть интернет, морякам доступна видеосвязь, чтоб с семьей общаться.
Что касается компании, то «Совкомфлот» всегда смотрел на перспективу. Мы одни из первых в мире начали строить суда с электронным управлением. Начинали в 2004-м, и это обошлось нам в кругленькую сумму – больше 200 тыс. долларов, если не ошибаюсь, на переоборудование двигателя и его установку. Но СКФ пошел на такие траты. Сейчас уже электронный двигатель – обычная практика. Что это дает с точки зрения механики? Он тише работает, поскольку отсутствуют сила трения, распределительные валы. Применяются гидравлика и электронные платы, управляющие процессом двигателя.
Мы одни из первых начали использовать силовые установки танкеров с двигателями на газомоторном топливе, двухтопливные двигатели, строить «зеленые» суда, понимая значимость декарбонизации и то, что она будет только нарастать. Всегда очень важно понимать, в каком направлении идти…
Фото из личного архива Виктора Парфилова
В компанию он пришел в 1996-м, когда «Совкомфлот» еще не успел стать знаменитым брендом и одной из крупнейших танкерных компаний мира, каким мы его знаем сегодня. Пришел и остался вот уже на 26 лет. Последние годы Виктор Александрович Парфилов работает в должности механика-наставника в системе технического менеджмента группы компаний.
– Виктор Александрович, говорят, плох тот моряк, что не мечтает о «Совкомфлоте». Как вы пришли в СКФ?
– К тому времени, как я пришел в «Совкомфлот» – это было в 1996 году, у меня уже был приличный послужной список. Начинал в Приморском пароходстве, был период, когда я от Пароходства – это 1987-1989 гг – по контракту работал стармехом на иракских судах, можно сказать, обучал иракских моряков морскому делу. Позже на иностранных судах – греческих, британских. Иностранный круинг, как вы понимаете, вообще был характерен для девяностых. Первыми эту нишу начали осваивать страны Балтии, а затем и российские моряки стали работать в иностранных экипажах. Так в 1993-м я попал в греческую Adriatic Star, а уже потом меня взяли в компанию «Юником», управляющую судами «Совкомфлота». Причем сразу старшим механиком. К тому времени я успел много лет проработать и суперинтендантом, и стармехом…
– И всегда – и до «Совкомфлота» – ходили исключительно на танкерах?
– Только на танкерах: нефтеналивных, химовозах. Если взять в целом мой «морской» стаж , то я сам удивился, что в общей сложности провел в море семнадцать с «хвостиком» лет! Кстати, в этом апреле исполнится 50 лет, как я женился, и, получается, семнадцать из них свою семью не видел! Все на танкерах…
– В нынешней должности механика-наставника вы, по сути, отбираете профильных специалистов для работы на танкерном флоте «Совкомфлота». Как это происходит?
– Это очень серьёзная процедура, и прежде чем попасть к механику-наставнику, нужно пройти своеобразный «круинговый фильтр». А дальше дело механика-наставника проверить его на компетентность. Проходит это в форме интервью, если хотите – экзамена. Примерно такая же процедура для тех, кто выдвигается на более высокую должность, к примеру, был четвертым механиком, а хочет стать третьим. То же применительно и к рядовому составу – к тем, кто имеет отношение к механике: мотористам, фиттерам. Всем этим занимается механик-наставник.
Кроме того, перед посадкой на судно проводится брифинг – нужно информировать экипаж об изменениях в процедурах СУБ. На танкере вопросы безопасности имеют первостепенное значение. От их соблюдения зависит не только жизнь членов экипажа, сохранность груза и самого флота, но и окружающая среда. Поэтому – и это тоже ответственность механика-наставника – для работы на танкере нужно иметь специальный допуск, так называемый endorsement.
Танкеры – суда первой категории опасности, поскольку перевозят опасные грузы. Чтобы обеспечить безопасные перевозки груза, в содержимом танка должно быть минимальное содержание кислорода – от 5% до 8 %, и никакой третьей составляющей. Плюс сверху закачивается инертный газ, закрывающий доступ кислорода извне. Причем когда судно выгружено, уровень ответственности возрастает, поскольку концентрация паров остается по-прежнему высокой.
Работать на современных танкерах, а флот СКФ отличается своей высокотехнологичностью, очень не просто. На таком судне необходимы основательные технические знания.
– Слышала от вас о том, что стармех танкера может работать на сухогрузе, но не наоборот…
– Именно так, старший механик, работавший на танкере, может спокойно пойти на сухогруз, но для того, чтобы с сухогруза перейти на танкер, нужно пройти базовый курс, расширенную программу подготовки. Причем начинать все равно придется помощником механика.
Специфика работы на танкере предъявляет особые требования к профессиональной подготовке. И «Совкомфлот» очень многое делает в этом направлении. Мы тесно сотрудничаем с тремя вузами - Государственным университетом морского и речного флота имени адмирала С.О. Макарова, Морским государственным университетом имени адмирала Г. И. Невельского и Государственным морским университетом имени адмирала Ф.Ф. Ушакова. Очень серьезно помогаем с тренажерными классами. Кроме того, набираем там целевые группы, студентам выплачиваем дополнительную стипендию, а когда они проходят у нас практику – еще и кадетскую зарплату. Единственное условие – хорошо учиться, средний балл не должен быть ниже 4,5.
Кстати, как механик-наставник также занимаюсь с кадетами. По итогам практики на судне им составляют характеристику , с которой они приходят к механику-наставнику для проверки по части механики. Плюс отчеты по всем трем практикам, которые мы разбираем, беседуем по возникающим вопросам и так далее. Все эти материалы собираются в личное дело, и когда выпускник приходит к нам впоследствии на работу, у нас уже есть о нем полное представление.
– Кроме этого, вы ведь возглавляете в ГУМРФ госкомиссию по принятию выпускных работ?
– Да, уже второй год буду принимать. В прошлом году принимал у 77 выпускников судо-механического факультета, причем 9 из них были с красными дипломами, и это, я считаю, очень высокий показатель.
– Если говорить о вашей собственной альма-матер: можно ли сравнивать компетенции прежних выпускников и нынешних?
– Я окончил Дальневосточное высшее инженерное морское училище имени адмирала Г. И. Невельского, ныне университет, а до того Астраханское мореходное училище. Если сравнивать, теоретическая база везде одинаковая. Что тогда, что сейчас в основе двигатель внутреннего сгорания, турбины, котлы… Конечно, добавились автоматизация, компьютеризация. Вот программистов пока не готовит никто, слишком узкое направление, а надо бы. А собственно механика – наука консервативная…
С другой стороны, в свое время, еще лет 30-40 назад, меня учили, что это невозможно, чтобы асинхронный или синхронный двигатель управлялся джойстиком, такого не будет никогда! Но наступило время, и это «никогда» случилось. У нас в северном направлении, к примеру, ходят суда на электродвижении. В таких судах применяются азиподы – это такая конструкция, подводная гондола, оснащенная мощнейшими, очень прочными винтами, которые вращает электродвигатель, благодаря чему можно двигаться во льдах. Так что мы сейчас управляем и синхронными, и асинхронными двигателями за счет модулей, или преобразователей частоты, которые называются конвертерами…
– Говорят, технологический прогресс в последние десятилетия чрезвычайно ускорил течение времени. Как успеваете? Особенно работая в «Совкомфлоте», который всегда играет на опережение.
– Знаете, многие из моих однокашников и коллег давно отошли в сторонку. Кто-то в свое время, может, и хотел вернуться, но, когда выпадаешь из дела, наверстать уже очень сложно, во всех смыслах. Так получилось, что я из профессии не выпадал. Помню, когда пришел в службу управления Приморского пароходства – это был 1989 год, – там был единственный компьютер. Мобильников ещё не было совсем, но у меня уже был такой огромный аппарат, который через городскую сеть мог входить. Нам начальник пароходства приобрёл, и мы по нему и обучали, и тренировали новых сотрудников, и ремонты делали, и ходовые испытания проводили. А сегодня на наших судах есть интернет, морякам доступна видеосвязь, чтоб с семьей общаться.
Что касается компании, то «Совкомфлот» всегда смотрел на перспективу. Мы одни из первых в мире начали строить суда с электронным управлением. Сейчас уже электронный двигатель – обычная практика. Что это дает с точки зрения механики? Он тише работает, поскольку отсутствуют сила трения, распределительные валы. Применяются гидравлика и электронные платы, управляющие процессом двигателя. Мы одни из первых начали использовать силовые установки танкеров с двигателями на газомоторном топливе, двухтопливные двигатели, строить «зеленые» суда, понимая значимость декарбонизации и то, что она будет только нарастать. Всегда очень важно понимать, в каком направлении идти…
Фото из личного архива Виктора Парфилова